Надежда Лашку (nadejda_lyga) wrote,
Надежда Лашку
nadejda_lyga

Categories:

ЭРТЕ

   Его называют эталонным  воплощением стиля ар деко, непревзойденным мастером голливудского шика... 
Роман Петрович Тыртов -  известный миру под псевдонимом Эрте .


   Эрте — один из самых ярких персонажей художественной сцены ХХ века. 
 Художник моды, график, автор театральных костюмов и скульптор, он остался в истории искусства как образцовый представитель стиля ар-деко, а его имя — как своего рода «бренд» буржуазной эстетики 1920-х годов.



   



    Путь Эрте-художника уникален. Он был современником кубизма и футуризма, сюрреализма и поп-арта, но никогда не изменял ар-деко, одинаково успешно претворяя его и в сценографии, и в графике, и в пластике.



    Более того, именно после Второй мировой войны, во времена расцвета абстракционизма, уже немолодой художник вновь стал бешено популярным. Работы Эрте с успехом демонстрировались в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и Токио, о нем снимали фильмы и писали книги. В 1967 году с его выставки в одной из нью-йоркских галерей Музей Метрополитен купил все 170 работ. «Это был беспрецедентный случай для Музея — купить полную экспозицию здравствующего художника», — вспоминал Эрте.
   Родился Эрте в Петербурге 23 ноября (4 декабря)  1892 года в семье морского офицера.
Отказавшись от традиционной для семьи военной карьеры, несмотря на недовольство отца-адмирала, переехал и обосновался в 1912 году в  Париже, став корреспондентом петербургского журнала "Дамские моды". В Париже он посещал класс живописи знаменитой Академии Жюльена, которую оставил, чтобы полностью посвятить себя профессии дизайнера моды.

   "Эрте"  это псевдоним, который  он составил из первых букв имени и фамилии.  
А настоящее имя одного из самых успешных художников ХХ века - Роман Петрович Тыртов, потомок старинного русского рода, берущего начало от татарского хана Тырта. Псевдоним он взял "чтобы не позорить семью".
И именно под этим псевдонимом его и узнал весь мир!
    В 1913-1914 годах  Эрте  начал работать как модельер (у известного кутюрье П.Пуаре) и художник сцены . Исполнил эскизы костюмов для спектакля  Маты Хари "Минарет" в театре "Ренессанс".  
    В 1915 году двадцатидвухлетний художник заключил долгосрочный контракт с журналом «Harper’s Bazaar», для которого создал более 250 обложек. Одновременно как дизайнер одежды он сотрудничал с «Vogue», «Cosmopolitan», «Women’s Home Journal». Очень скоро Эрте стал по-настоящему знаменитым. Каждая модница по обе стороны Атлантики знала его и безоговорочно верила его вкусу.



   Творческая энергия и разносторонность мастера в полной мере проявили себя в сфере театрального костюма, декорации и кинодизайна. С конца 1910-х годов Эрте сотрудничал с ведущими кабаре и мюзик-холлами своего времени, в частности с «Folies Bergère», «Ziegfeld Follies», «Le Bal Tabarin», «La Nouvelle Eve», «Lido», и по праву носил звание короля мюзик-холла. В 1925 году он получил приглашение в Голливуд, на студию «Metro-Goldwyn-Mayer», для которой создал оформление нескольких десятков фильмов.
    В 1960-е годы Эрте обратился к новому для себя виду искусства — скульптуре. Художник признавался: «Я испытываю чувство возбуждения всякий раз, когда вижу и трогаю бронзу из моей коллекции скульптур, потому что именно через нее я могу видеть, как оживают мои рисунки, мои идеи, мои мысли, мои мечты, чего раньше никогда не происходило».
    Скульптуры Эрте были вдохновлены его ранними графическими работами, нередко они имеют прямые аналогии с произведениями 1918–1933 годов. Работая над трехмерной формой, он часто вспоминал, как его костюмы выглядели вживую в театральных представлениях.
   
Материалы и техники, которые выбирались для бронзовых фигур, были поистине роскошны: холодное и горячее патинирование, филигрань и чеканка, разнообразные лаки, эмали и краски, золотое и серебряное покрытие, кристаллы и имитации драгоценных материалов. Только в области патинирования Эрте изобрел несколько новых цветов и составов, «фирменными» эмалями художника стали Verdi green и Mauve.
   Обладая невероятным коммерческим и художественным чутьем, Эрте в произведениях графики, скульптуры и дизайна балансировал на грани изысканности и роскоши, сдержанности и вседозволенности, создавая притягательные образы, не оставляющие равнодушными даже самых искушенных зрителей. Художник вызывал восхищение не только публики: его работы высоко ценил король поп-арта Энди Уорхол, театральными эскизами мастера восхищался легендарный танцовщик и хореограф Джордж Баланчин.
   Наряду с модами и театром его рисунки-эскизы охватывали все более широкий круг предметов - от мебели до игральных карт, неизменно превращаемых им в иронические знаки престижа и роскоши.
   В тот же период создал большие графические серии "Цифры" и "Алфавит", где как бы суммировал характерные орнаментальные элементы своей манеры. Новый интерес к Ар Деко стимулировал внимание к патриарху стиля: в книжных магазинах разных стран Запада книги, альбомы, постеры и открытки Эрте и об Эрте порой занимали целые разделы. В 1975 в Нью-Йорке и Лондоне вышли английские издания его мемуаров "Вещи, которые помню". Последней его работой стали эскизы декораций и костюмов к бродвейскому мюзиклу "Звёздная пыль" (1989).



   Умер Эрте в Париже 21 апреля 1990 года. 


   Сегодня произведения Эрте являются предметом страсти многих коллекционеров, а их размещение в интерьере преображает даже самую сдержанную обстановку.

 В Москве работы мастера сейчас можно увидеть в галерее Ар Деко.
































Графика:




















"Цифры" от Эрте:





"Алфавит" изящества от Эрте:

























Tags: art, decoration, design, interiors, декорирование, дизайн, интерьеры, искусство, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments